Третьего октября 1895 года родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. Начало систематического творчества Есенина датируется 1910 годом. Еще до приезда в Москву поэт пытался издать сборник своих стихов, но безуспешно. Первым же напечатанным стихотворением в январе 1914 года стала "Береза", которую разместил на своих страницах детский журнал "Мирок". Гонорар составил тогда около 3 рублей. Все заработанное нищий поэт отдал отцу, пытаясь доказать таким образом, что литературным трудом можно прокормиться. Справедливости ради стоит отметить, что отец по большому счету был прав – хорошие деньги за стихи Есенин будет получать только в самом конце своей жизни. В Москве в это время печатают и другие произведения поэта, по большей части в том же "Мирке". Но Есенину этого явно недостаточно, а значит, нужно покорять столицу! В 1915 году Есенин едет в Петроград. 8 марта выезжает, а уже 9-го без приглашения заявляется к поэтической суперзвезде того времени Александру Блоку. Есть разные мнения относительно того, как Блок воспринял стихи Есенина. Одни исследователи говорят, что главный символист остался под впечатлением, другие считают, что не более чем с симпатией. Судите сами: "Днем у меня рязанский парень со стихами... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные...". Еще Блок дополнил эту запись в дневнике словами супруги – Любови Дмитриевны (дочери Менделеева): "Народ талантливый, но жулик". Между тем, еще в 1906 году в своем эссе Блок предсказал появление Нового поэта, который найдет краски и слова для выражения любви россиянина к бедной своей Родине. И даже описал ключевые темы, сюжеты и образы такого поэта... Но вот в Есенине тогда его не углядел. Тем не менее, цель была достигнута. Малоизвестный на тот момент Есенин получил рекомендательные письма, в том числе к поэту Сергею Городецкому – организатору кружка интеллигентов, увлекавшихся народным искусством. Городецкий принял гостя и его творчество с восторгом. Вот как хозяин описал первую встречу: "Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким тогда озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос...". По совету Городецкого Есенин пишет набиравшему тогда популярность поэту Николаю Клюеву. Впоследствии Есенин назовет его своим "учителем" наряду с Блоком, а их отношения продлятся до конца жизни рязанского поэта. Поначалу на всех поэтических мероприятиях оба появляются неразлучной парой, производя порой странное, но сильное впечатление. "...Поэты, главным образом их наряды, особенно внешность Есенина, возбудили во мне отрицательно-ироническое отношение. Костюмы их мне показались маскарадными, и я определял их для себя словами "опереточные пейзане" и "пряничные мужички". … Пресыщенных господ, эстетов и морфинистов потянуло на капусту, т.е. к народу, к поэтам народным, но, конечно, не настоящим, а стилизованным. Клюев и Есенин, что ни говори, а люди себе на уме, прекрасно учли, что от них требуется. Отчего же не облапошить господ!" – писал историк поэзии Иван Розанов. Тезис о "ненастоящести" Есенина оставим на его совести, но то, что многие свои "народные" и "рязанские" словечки поэт почерпнул из словаря Даля – факт. В любом случае, в этот период к Есенину приходит первый настоящий успех. А год спустя в продажу выходит и его дебютный сборник стихов "Радуница". Мецената отыскал тот же Клюев. Продавалась книга не ахти как, но благодаря ей за Есениным закрепилась слава талантливого поэта. Вот что сам он писал о том периоде творчества: "Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга "Радуница". О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других". После революции поэт почти забрасывает лирику и пишет цикл "маленьких поэм": "Инония", "Пантократор" и другие. Их главный мотив – разгул мужицкой стихии, разбуженной новой эпохой. Сам Есенин считал 19-й год, когда цикл был закончен, лучшей порой своей жизни. Но революция, поначалу восторгавшая поэта, постепенно приводит его в ужас: "Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего" ("Кобыльи корабли"). Дальше был период имажинизма. Вот как его суть передавалась в манифесте этого движения: "Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. … Поедание образом смысла – вот путь развития поэтического слова". В это время Есенин окончательно снимает косоворотку и сапоги, теперь он франт в цилиндре и лакированных штиблетах. "Он сознательно избавлялся в своем творчестве от рязанских, местных слов и сознательно изгонял их из своих стихов при новых изданиях. Он хотел быть общерусским поэтом", – писал Розанов. Сам же Есенин об этой поэтической школе напишет: "... не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом". Тем не менее, на этот период приходятся в том числе сборники "Исповедь хулигана", "Стихи скандалиста", "Москва кабацкая" и поэма "Пугачев". К тому же в первопрестольной у имажинистов было свое издательство, книжный магазин и кафе "Стойло Пегаса" на Тверской. С этим же периодом связаны скандалы, загулы и дебоши Есенина, неумеренное пьянство, которые и сведут поэта в могилу. Произойдет это, как известно, в 1925 году. Но в последний год своей жизни Есенин создаст такие произведения как "Эх вы, сани!", "Клен ты мой опавший", "Ну, целуй меня, целуй…" и закончит макабрическую поэму "Черный человек", показывающую ту бездну, в которой оказался поэт. Есенин много путешествовал, и если заграница оказала на него угнетающее воздействие (во время вояжа по Европе и Америке поэт много скандалил и дебоширил), то Кавказ подарил нам знаменитые, светлые "Персидские мотивы" и "Анну Снегину".